Понедельник, 20.05.2024, 05:09
Музыкальное рандеву
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наше видео
Наше видео [19]
Фонограммы, игры
Наши фонограммы [19]
В этом разделе минусовые фонограммы наших песен
Музыка для малышей [30]
Развивающие песенки, упражнения для малышей
Видео упражнения для детей [15]
Обучающие музыкальные игры [4]
Видео презентации [5]

Дыхательные упражнения.

Метод трёхфазного дыхания родился в 60-е годы XIX века, когда оперный певец Лео Кофлер потерял голос, заболев туберкулёзом лёгких. После долгого, безуспешного лечения Кофлер сам взялся за изучение медицины и физиологии. Он ознакомился со многими приёмами дыхания, в том числе дыхательной гимнастикой йогов. В конце концов, он создал свою систему дыхания, в результате занятий по которой полностью выздоровел и восстановил свой певческий голос. Впоследствие, доработанная русскими певицами система получила название "Метод Кофлера-Лобановой-Лукьяновой". Ниже приведён сокращённый курс этой системы и плюс кое-какие дополнительные упражнения.

 

В основе системы лежат три ведущих принципа:

1) Вдох делается только через нос;

2) Упражнения развивают, укрепляют и оздоравливают весь дыхательный аппарат, что связано с регулярной тренировкой дыхательной мускулатуры.

3) Особое внимание уделяется выдоху, плотному и упругому, который контролируется сознательно. Пауза и вдох осуществляется автоматически, без контроля, т.е. естественно. 

Последовательность трёхфазного дыхания такова: выдох, пауза, вдох. Между вдохом и выдохом паузы нет. Выдох, упругий и ровный, происходит через плотно сжатые в определённой форме губы. Воздух при этом выпускается не весь, а примерно до половины, особенно поначалу. Пауза, ненасильственная и приятная, длится ровно столько, пока не появится естественное желание вдохнуть. Вдох свободный, бесшумный. Он не должен быть глубоким, но вполне умеренным. Упражнения начинаются с выдоха.


Тренировка равномерного выдоха.

Упражнение 1 ("Пфф"). Это упражнение является основным, с него будут начинаться и им заканчиваться все последующие упражнения. Цель его - включение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и возврата дыхания (выдоха).
Это и все последующие упражнения желательно выполнять только стоя. Перед их выполнением, следует принять красивую осанку, распрямив позвоночник, расправив плечи. Делать упражнения нужно легко, ненапряжённо.

Сожми плотно губы, растянув уголки рта в полуулыбке без прищура глаз. Затем начинай плавно выпускать воздух, так чтобы не губы не выпячивались и не распускались, а щёки не надувались. В момент выдоха издаётся звук "пфф". Выдох при этом ровный, он не должен ни изменяться, ни прерываться.

После того, как выйдет примерно половина воздуха, прекращай выдох. Свободно расслабь губы и дожидайся приятного желания вдохнуть. Вдох производится свободно и обязательно через нос, лишь за счёт расслабления мышц живота и груди. После вдоха сразу же без паузы повторяй весь предыдущий цикл.

Упражнение 2 ("С-с-с"). Тренировка равномерного выдоха на звуке "с".

Сначала выполни упражнение 1. Затем в полуулыбке растяни губы и прикрой их, уперев кончик языка в нижние зубы и сделав выдох со сжатыми зубами, издавая при этом звук "с-с-с". Продли этот звук на некоторое время (но не до полного выдоха), добиваясь, чтобы он не дрожал, не изменялся по громкости и не прерывался.

Повтори упражнение несколько раз и закончи его выдохом "пфф" (Упражнением 1).

(Очень важно для правильного выполнения данного упражнения делать его на полуулыбке, а не при каком-то другом положении губ.)

Тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования.

Упражнение 3 ("Ж-ж-ж").

Сначала сделай упражнение 1 ("пфф"). Затем сожми крепко зубы, раскрой губы и вытяни их широкой трубочкой. Затем на плавном выдохе, подражая шмелю, издай звук "ж-ж-ж". Этот звук должен быть негромкий, умеренно низкий, выдох экономичный. Как и в упражнении 2 нужно добиваться равномерности и непрерывности издаваемого звука.

Положи ладонь на грудную клетку и ощути вибрацию.

Упражнение 4 ("З-з-з").

Как всегда, сначала выполни упражнение 1. Затем прими положение губ, точно такое же, как в упражнении 2 - на полуулыбке и произнеси звук "з-з-з". Это упражнение полностью аналогично предыдущему: произносимый звук должен быть низким, ровным, непрерывным. Закончи его выдохом "пфф".

Заметь, что если звук вялый или направлен в область носа, то вибрация в груди ощущается слабо. Поэтому наличие её служит хорошим контролем точности выполнения данных двух упражнений. Следи за правильным положением губ и сжатием зубов. При звуке "ж" - губы широкой трубочкой, на "з" - в полуулыбке. Иначе звуки будут прерывистыми, неровными, а, кроме того, при неправильном положении губ будут издаваться совсем другие звуки.

 

Развитие мышц зева.

Развитие подвижности мягкого нёба имеет очень важное значение для певца. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создаёт условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук ("гнусавость").

Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба - это формирование правильной позиции зевка. Она возникает тогда, когда человек во время зевания прикрывает широко раскрытый рот губами.

Зевни, сомкнув губы, запомните при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом челюсти разомкнуты, губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить при этом, что во рту лежит горячая картофелина, но чтобы она не выпала, губы стягиваются в пучок.

Отработка развития мускулатуры зева - это длительный процесс и может порой занимать от 3-х до 5-ти месяцев.

Итак:

Упражнение 5 ("Вежливый зевок").

Проделай упражнение 1. Потом опять "выпусти пар" со звуком "пфф", но во время возврата дыхания откройте рот и мысленно положи в него картофелину. Следи за тем, чтобы в тот момент, когда рот открыт, вдох производился только через нос. Потом прикрой губы, не смыкая челюстей, и задержи такое положение секунды на 2-3. Заверши упражнение выдохом "пфф".

Этот цикл проделай 5-6 раз, но не доводя себя до усталости.

Упражнение 6 ("т", "д").

Сделай выдох "пфф", на возврате дыхания прими форму зевка. Удерживая это положение, чуть разомкни губы и произнеси негромкие, короткие, но частые множественные звуки "т-т-т" так, чтобы губы и челюсти оставались неподвижными, а работал лишь кончик языка. После паузы и возврата дыхания на зевке, произнеси аналогично звуки "д-д-д". Старайся, чтобы расстояния между повторяющимися звуками были одинаковы. Обрати внимание: если губы двигаются, значит, нарушена форма зевка и поднят корень языка. Старайся не допускать этого.
Регулярно выполняя это упражнение, постепенно повышай частоту произнесения звуков, вплоть до скорости пулемётной очереди. Но такой частоты добиваются лишь после нескольких месяцев тренировок.

Упражнение 7 ("к", "г").

Перед началом этого упражнения подойди к зеркалу и широко открой рот, опусти язык. В глубине рта у входа в глотку, в виде короткой палочки, расположен нёбный язычок. Сюда будут "посылаться звуки "к" и "г" в нашем упражнении.

Выдохни на "пфф" и на возврате дыхания (обязательно через нос!) опусти челюсть до предела, нёбо подтяни вверх и произнеси одиночный звук "к" в область нёбного язычка. Губы остаются неподвижными. Через одинаковые паузы (секунды по две) повтори несколько звуков "к".

После паузы и возврата дыхания повторите упражнение снова. Отдохни.

Повтори то же самое со звуком "г".

При исполнении этого упражнения старайся не укорачивать пауз между звуками.

Упражнение утомительно, поэтому не делай его слишком долго.

Упражнение 8 (Звук "м" на форме зевка).

Это упражнение, кроме укрепления дыхательной мускулатуры, благотворно влияет на работу сердца. Оно является как бы продолжением упражнения 5.

Сделай выдох "пфф" и на возврате дыхания, когда рот примет форму вежливого зевка, прикрытого губами, негромко произнеси средний по продолжительности звук "м". Прерви его резким, но не очень большим открытием губ так, чтобы образовалось небольшое круглое отверстие.

Правильность выполнения этого упражнения проверяется двумя способами. Во-первых, если звук вялый и челюсти мало открыты, нет формы зевка, то резонирование в груди слабое, оно в основном проявляется в области носа.

Если же зевок хороший, то грудное резонирование ощущается явственно. И во-вторых, если во время открытия губ формируется не чистый звук, а нечто невнятное, значит опять не соблюдена форма зевка. Когда всё выполнено верно, то хороший, ясный звук "м" в момент открытия рта как бы соскальзывает с губ.

 

Ликвидация носового призвука.

Упражнения с резонированием звука на гласных после звуков "м" и "н" полезно для ликвидации гнусавости, иногда встречающейся у некоторых певцов. Дело в том, что эти два согласных - носовые, и если за ними следует гласная, то она "по инерции" может произноситься в нос. Чтобы этого не происходило, в следующих упражнениях будем отрабатывать умение переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Это легко получается сделать на форме зевка.

Даже если ты не страдаешь гнусавостью, эти упражнения всё равно будут очень полезны для тебя при выработке хорошей артикуляции.

Упражнение 9 ("му", "ну").

Вначале сделай как всегда упражнение 1. На вдохе сожми губы и разомкни челюсти. Произнеси не слишком долгий звук "м", переходящий в длительное "у". При этом губы не выпячиваются трубочкой, а лишь чуть-чуть размыкаются, оставаясь собранными возле центра. Затем следует возврат дыхания. После нескольких повторений проделай то же самое с согласным "н" и закончи упражнение выдохом "пфф".

Если гласная "у" звучит только в носу, в чём легко убедиться, зажимая и разжимая пальцами ноздри, то проверь: сохраняется ли у тебя форма зевка, а при повторении упражнения возьми тон звучания чуть пониже и постарайся "помычать" более вкрадчивым голосом, можно даже, переходя на шёпот.

Упражнение 10 (Отработка слогов "мы", "ми", "ны", "ни").

Перед выполнением этого упражнения освой наилучшую форму для произнесения гласных "ы" и "и". Для этого дотронься внутренней частью нижней губы до середины верхней снаружи. При этом нижняя челюсть выдвигается чуть вперёд и вниз. Ротоглоточная область автоматически примет форму зевка. Осталось теперь растянуть уголки губ и произнести слог "мы". Звук "ы" не должен быть слишком долгим.

После возврата дыхания, повторив несколько раз упражнение, закончи его выдохом "пфф" и расслабь челюсть.

Когда ты достаточно хорошо отработаешь упражнение со звуком "ы", замени её гласной "и". Сначала снова произнеси "ы", а потом, не меняя положения челюстей и губ, только за счёт перемещения языка получи гласную "и". При этом "и" не должна быть такой же открытой как при речи, но с небольшой примесью звука "ы". Запомнив правильное положение на гласной "и" продолжай упражнение "ми" без перехода с "ы" на "и".

То же самое проделай с согласной "н".

Контролем правильности выполнения данного упражнения является качество звучания. Если гласная произносится несколько сдавленно и в нос, звучит в основном на губах, значит поднялась гортань и нарушилась форма зевка. Добивайся хорошего резонирования этого звука в груди. Когда мускулатура зева будет развита, звук "и" будет легко и свободно.

Следует добавить, что челюсть не должна выдвигаться очень сильно и напрягаться. Выдвижение её должно быть небольшое и ненапряжённое.

Упражнение 11 (" Ма-мэ-ми-мо-му").

После выдоха "пфф" и вдоха происнеси слог "ма" и не прекращая звучания, последовательно добавляй к нему остальные слоги: "мэ", "ми", "мо", "му". При этом гласные "а" и "и" - не открытые, как во время речи, а округлённые, "прикрытые".

 

Развитие экономного выдоха.

Одного популярного американского певца спросили однажды, в чём он видит секрет своего успеха. Артист ответил, что главное, что отличает его от многих певцов, это то, что он умеет, экономя выдох, продлевать многократно звучание. Как-то в юности будущий вокалист познакомился с талантливым тромбонистом. "Он мог взять ноту и тянуть её целую неделю!", восхищался юноша. Поэтому, вдохновлённый таким примером, парень посвятил многие и долгие часы упорных тренировок не только самому вокалу, сколько дыхательным упражнениям. Благодаря выработанному умению, музыкальные фразы, которые певец мог пропевать без вдоха, намного увеличились, что делало его песни более певучими и романтичными.

Мы с тобой также уделим достаточно времени тренировке экономичного выдоха и увеличению объёма лёгких.

Важным показателем экономного выдоха является не только длительность звучания, но и его ровность. Поэтому в следующих упражнениях с самого начала нужно добиваться, прежде всего, ровности звука, а длительность выдоха вырабатывается постепенно по мере развития дыхательной мускулатуры.

Для выполнения условий ровности важна не только плавность работы мышц-выдыхателей, но и, в том числе, соблюдение правильного оформление губ при извлечении звуков. Так "ж", "з", "с" произносятся при сжатых зубах, причём "з" и "с" звучат на полуулыбке, а "ж" и "ч" с чуть выпученными губами; "у" и "о" произносятся при собранных к центру губах; "э" и "е" - на полуулыбке; "ы" и "и" - с некоторым выдвижением нижней челюсти вниз и вперёд.

Упражнение 12 ("Му-ххх").

После выдоха "пфф", паузы и вдоха начинай выполнять знакомое упражнение 9 ("му") на форме зевка. После некоторого звучания гласная "у" переходит в длительное постепенно ослабевающее "х-х-х". Получается слог "мухх". 
После паузы и вдоха повтори это упражнение несколько раз. Теперь ты можешь заменить первый или второй звук в данном слоге и продолжить упражнение на слогах "мах", "мэх", "мох", "жух", "жох", "жах", "жых", "зух", "зох", "зэх", "зых".

Это упражнение (как и упражнения 1 и 2) очень полезно для снятия усталости. Если ты откинешься на спинку кресла или дивана, то достаточно пяти минут выполнения его, чтобы почувствовать, как мышцы расслабляются и тело отдыхает, наполняясь новыми силами.

Упражнение 13. Соединение жужжания со звуком "м" ("жм").

После выдоха, паузы и вдоха произнеси низкий звук "ж". Затем сомкни губы и разожми челюсти, переводя таким образом "ж" в "м". В конце звучания звук "м" прерывается резким, но не широким открытием губ. Проделай упражнение несколько раз и закончи его выдохом "пфф". После отдыха замените первую согласную звуком "з" и вновь проделай данное упражнение с новым звуком. Во время произношения помни о правильном оформлении губ на первом звуке: при "ж" губы приоткрыты, зубы сжаты, на "з" - полуулыбка, челюсти сжаты.

Упражнение требует внимания и частого повторения. Помни, что плавные переходы и одинаковое резонирование первого и второго согласного получается только при точной перестройке челюстей и губ на форме зевка.

Упражнение 14. Тренировка губ для экономного выдоха.

Известно, что чем чётче и разборчивей проговариваешь текст, тем экономнее выдох, и, наоборот, при невнятном произношении расход воздуха увеличивается, в основном за счёт возникновения излишнего придыхания.

Для развития упругости губ полезно тренироваться на коротких "б" и "п", которые мы будем присоединять после слогов, начинающихся с любой согласной, после которой идёт гласная "у": "буп", "вуп", "губ", "дуп" и т.д. Короткие "б" и "п" - нужно произносить, немного подворачивая губы под зубы внутрь. Причём первый слог не должен быть очень коротким, продолжительность его произвольная.

Правильность произношения звуков можно проконтролировать при помощи пламени зажжённой свечи, поставленной близко и на уровне рта. Пламя не должно сильно колебаться, тем более задуваться во время произношения. С помощью зажжённой свечи ты сможешь научиться освобождаться от излишнего придыхания на "взрывных" согласных б, п, д, т, согласных в, ф, г, к, с и других. Этот навык особенно важно отрабатывать, если ты будешь петь в микрофон, (в котором специально не встроена защита от "взрывных" согласных, задувания ветра и т.д.), чтобы не было нежелательных посторонних звуков в усиленном звуке.

Упражнение 15. Увеличение продолжительности выдоха на звуке.

Сделай выдох "пфф", паузу и вдох. На следующем выдохе начинай чётко выговаривая каждый звук, но не очень громко и не очень быстро: "Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …" и т.д. 
Чем больше Егорок у тебя получится, тем лучше.

Упражнение 16.

Сделай упражнение 2 ("С-с-с"), глядя на секундную стрелку. Выпускай воздух до тех пор, пока звук не станет прерываться от кончаемого воздуха. Чем больше секунд будет длиться "с-с-с", тем лучше.

Закончи упражнение, как обычно выдохом "пфф".

Упражнения для губ, челюстей и языка.

Следующие упражнения хорошо развивают подвижность губ, снимают излишнее напряжение и мышечные зажимы языка и челюстей, что очень важно для получения хорошего звука, а также для выработки экономного выдоха.

Упражнение 17.

Выдохни "пфф", дождись возврата дыхания. На выдохе, не спеша, то собирай губы к центру, то растягивай в улыбке. Следи за тем, чтобы губы всё время были упруго напряжены. Повтори 5 раз. Закончи выдохом "пфф".

Упражнение 18.

Выдохни "пфф". После паузы и вдоха собери губы в трубочку и начинай вращательные движения губами, не меняя формы трубочки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Воздух свободно проходит через нос.

Следующие упражнения приведены для освобождения мышц челюстей и языка от зажимов. Напряжения языка и челюсти взаимозависимы. Если у тебя напряжены мышцы челюстей и ты попробуешь подвигать языком, подвигать языком, то обнаружишь скованность его. И наоборот, зажатость языка вызывает напряжение челюстей, гортани и шеи, что мешает свободному правильному дыханию. Поэтому освобождаться от возможных зажимов мышц челюстей и языка необходимо одновременно.

Упражнение 19.

Приоткрой рот (но не широко), свободно опустив нижнюю челюсть.

Положи расслабленный язык на нижние зубы. Почувствуй эту мягкость языка и, просчитав мысленно до трёх, закрой рот, сохраняя язык расслабленным. Повтори упражнение несколько раз.

Во время выполнения этого упражнения не открывай широко, до предела рот, т.к. сохранить расслабленность языка в этом случае невозможно, и не вытягивай далеко вперёд язык, ведь тогда и язык и челюсть будут зажаты.

Упражнение 20.

Выдохни "пфф". Сделай паузу и вдох. Теперь начинай освобождаться от зажимов языка и челюстей в сочетании с проговариванием слогов.

Слегка приоткрыв рот, произнеси "ма", затем положи расслабленный язык на нижние зубы и сохраняй это положение в течение нескольких секунд. Вдохни. Повтори то же самое со слогом "мо". Затем со слогами "мэ" и "му". Повтори всё несколько раз.

После того, как ты освоешь упражнение, попробуй произносить все эти четыре слога последовательно на одном дыхании, делая между слогами секундную паузу, в течение которой ты будешь сохранять расслабленным язык. Закончи упражнение выдохом "пфф".

Упражнение 21.

После выдоха "пфф", паузы и вдоха на полуулыбке произнеси "тррр". По мере освобождения языка от напряжения длительность произношения согласного "р" с каждым разом будет увеличиваться. И, наконец, отбрось первый звук "т" и произноси только длительный, раскатистый "р-р-р".

 

Упражнения для развития опоры дыхания.

Упражнение 22. Тренировка длинного плотного выдоха.

Задача упражнения: формируя гласные на правильной форме зевка, добиваться плавного перехода их в долгий согласный "м-м" той же громкости и высоты. Причём звук должен быть не столько громким, сколько плотным, уверенным. (Это и есть состояние опоры дыхания.)

Итак, после выдоха "пфф", паузы и вдоха проговаривай следующие слоги: "буу-мм + боо-мм + баа-мм + бээ-мм + быы-мм" ("+" обозначает паузу и вдох). Гласные и согласный "м" должны быть достаточно продолжительными, но не до полного истощения дыхания.
После нескольких десятков тренировок замените первый звук "б" на "ж", а потом на "з".

Упражнение 23. Упругий выдох на согласных "п-т-к".

Упругое произношение этих согласных достигается за счёт напряжения диафрагмы. Все звуки произносятся посредством короткого и сильного толчка воздушной струи.

Схема упражнения:

Пфф - пауза - вдох - п-т-к - пауза - п-т-к … пауза - вдох - п-т-к и т.д.

Особенно важно произнести правильно первый звук "п". На нём воздух выталкивается через плотно, упруго подвёрнутые губы с резким их размыканием и расслаблением. Не спеши присоединять последующие согласные, чтобы не было "пы - ты - кы", делай это упражнение аккуратно.

Упражнение 24. Тренировка задержки дыхания.

Выдохни "пфф", сделай паузу, вдох и задержите дыхание на 5-10 сек. Затем следует плавный выдох, пауза и вдох. От занятия к занятию постепенно увеличивай время задержки, но так, чтобы не было после неё укороченного выдоха, паузы и вдоха. После того, как ты научишься легко задерживать дыхание до 25-30 сек, переходи к следующему упражнению.

Упражнение 25. Тренировка опоры дыхания на "пфф".

В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а толчками. Сделай вдох (после обычного "пфф" и паузы). Теперь сделай короткий выдох "пфф", небольшую паузу, снова "пфф", ещё паузу и так несколько раз, но не до полного выдоха. Потом следует пауза, вдох.
Повтори упражнение несколько раз.

Прежде чем переходить к следующему упражнению запомни правильную позицию для произнесения звука "ч". Они полностью аналогичны позициям звука "ж": зубы сжаты, губы раскрыты широкой трубочкой.

Упражнение 26.

На выдохе произнеси слоги "бууччччч" - пауза, возврат дыхания - "вууччччч" - пауза, возврат дыхания - и далее с начальными звуками "г", "з", "ж". Во время произношения слогов не допускай ни на секунду расслабления брюшного пресса. Ты должен чувствовать, как живот постоянно втягивается внутрь и немного вверх. Постепенно увеличивай частоту и длину ряда "ч". А когда в достаточной мере овладеешь этим упражнением, попробуй на одном дыхании произносить несколько слогов "буучччч-вуучччч" и т.д.с количеством "ч" от 10 и более.

Упражнение 27.

Сохраняя подобранность брюшного пресса на протяжении всего выдоха, произноси звукосочетание "бутотатэти", после паузы и вдоха поменяй первый звук на "в". Это упражнение активизирует мышцы рта, на опоре дыхания. Сохраняй правильную форму зевка.

Упражнение 28.

Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произноси на выдохе слог "бубдл" или "вубдл" и т.д. с другой начальной согласной. При этом очень важно, чтобы в сочетании "бдл" не было никаких дополнительных гласных.

Упражнение 29 ("Наковальня").

Согни левую руку в локте ладонью вверх на уровне пояса. Правую руку, сжатую в кулак, подними на уровень груди. Теперь представь, что на левой ладони лежит мяч. Ударь по этому воображаемому мячу кулаком правой руки, не коснувшись левой ладони. После этого кулак должен тут же отскочить, как молоток от наковальни. Теперь будем делать удары на каждый слог скороговорки: "От-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит". Слоги должны произноситься настойчиво и уверенно. Затем попробуй, что сложнее, произносить слоги во время отскоков. Темп должен быть очень неторопливым. Все слоги должны быть одинаковой чёткости и равноударные.

Упражнение 30.

После выдоха "пфф", паузы и вдоха, начни негромко, неторопливо, но настойчиво проговаривать "птуптоптаптэпти", делая ударение на первом слоге не за счёт увеличения громкости, а за счёт некоторого удлинения гласной.

Начиная данное упражнение, не спеши, вслушивайся в каждый слог, в каждый звук. Потом можно на едином дыхании проговаривать без перерыва по два звукосочетания и больше вместе: "птуптоптаптэптиптуптоптаптэпти" и т.д.

После отработки упражнения с данным звукосочетанием, переходи к другим звукосочетаниям:

ткуткоткаткэтки

пткупткопткапткэптки

пчупчопчапчэпчи.

 

Трёхфазное дыхание в движении.

Многие эстрадные певцы активно передвигаются по сцене, совершая танцевальные движения во время своих выступлений. И хотя это вызывает значительное учащение сердцебиения и увеличивает потребность в кислороде, однако на пении у профессионалов эта активность почти никак не отражается. Это происходит лишь потому, что хороший певец владеет своим дыханием, что позволяет ему петь без одышки и сбивок.

Упражнение 31.

Выдохни "пфф", после паузы и вдоха начинай выдыхать воздух на звуке "с" с одновременным описыванием руками широких круговых движений: в разные стороны по бокам от туловища. Затем то же самое, делая маховые движения руками перед собой.
При выполнении этого упражнения старайся сохранять ровность звука "с".

Упражнение 32.

Это упражнение аналогично предыдущему, только в движениях отрабатываются периодически повторяющийся звук "ч".

Упражнение 33. Тренировка дыхания во время прыжков.

Делай прыжки с выдохом "пфф" не более 10-15 раз. Старайтесь, чтобы характер выдоха оставался неизменным: не было бы усиления звука и перерывов в звучании.

Отдохни, восстанови пульс.

То же самое на звуке "с".

Заканчивай упражнение выдохом "пфф" в статическом положении.

Упражнение 34.

Все то же самое, но сначала в беге на месте, потом при наклонах туловища, поворотах в стороны.

Упражнение 35.

Стоя медленно произноси слоги "бы-бо-бэ", то наклоняя голову максимально назад (но без напряжений) и, задерживаясь в таком положении, опять повторяя данное звукосочетание; то (после паузы и вдоха) наклоняя голову вперёд с задержкой на произношение.
То же самое, но с наклоном головы то к левому, то к правому плечу, то с поворотом головы в сторону.

Меняй слоги на: "ма-мэ-мо", "на-нэ-но" и др.


Дополнительные упражнения.

Упражнения для расширения объёма лёгких.

Упражнение 36.

После выдоха, не делая паузы, начинай ступенчатый прерывистый вдох. Вдох очень короткий, как быстрый удар. Вдох - задержка дыхания. Паузы между каждым вдохом не меньше одной секунды. Набирай как можно больше воздуху в лёгкие, потом делайте некоторую паузу и выдыхай на "пфф".

Во всём нужна постепенность, поэтому сразу не пытайся набирать излишне много воздуха. Не доводи себя до головокружения и неприятных ощущений.

Для начала ограничь число повторений данного упражнения 1-2 разами.

Упражнение 37.

То же, но на каждом вдохе каждом вдохе отводи руки через низ назад. Количество повторений 1-2 раза.

Упражнение 38.

То же, но на каждом вдохе отводи руки через стороны (на уровне груди) назад.

Упражнение 39.

То же, но на каждом вдохе как бы пытаться обнять себя за плечи.

Упражнение 40.

Сделай максимально медленный полный вдох через нос и такой же медленный выдох. Чем длиннее цикл, тем лучше. Добивайтся, чтобы за минуту ты совершал(а) 1-2 цикла. Но таких результатов нужно достигать очень постепенно.

Упражнение для укрепления мышц, сужающих вход в гортань.

Упражнение 41.

После выдоха "пфф", паузы и вдоха начинай ритмичный выдох, без голоса на звуке "(х)а" (простой выдох с открытым как для звука "а" ртом). Но при этом выдох прерывается не за счёт окончания (прерывания) движений брюшного пресса, диафрагмы или легких, а за счёт сжатия мышц в глотке, перекрывающих проход воздуха. При этом мышцы брюшного пресса постоянно напряжены. Делай расстояния между выдохами как можно короче и равномерней. Закончи упражнение выдохом "пфф".

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Загрузи свой файл
Наши распевки