Понедельник, 20.05.2024, 04:14
Музыкальное рандеву
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наше видео
Наше видео [19]
Фонограммы, игры
Наши фонограммы [19]
В этом разделе минусовые фонограммы наших песен
Музыка для малышей [30]
Развивающие песенки, упражнения для малышей
Видео упражнения для детей [15]
Обучающие музыкальные игры [4]
Видео презентации [5]
Механизмы лечебного действия музыкотерапии

 

Можно выделить несколько механизмов лечебного действия музыкотерапии. 

Катарсис (от. греч. katharsis очищение) – душевная разрядка, испытываемая зрителем или слушателем в процессе эмоционального потрясения и сопереживания. Л.С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) понимал под катарсисом эстетическую реакцию, благодаря которой человек освобождается от неприятных и мучительных аффектов. При этом, по мысли Л.С. Выготского, состояние, возникающее вследствие катарсиса, пропорционально силе мучившего аффекта: чем мучительнее был аффект, тем ярче его разрядка за счет катарсиса. На наш взгляд, катарктическим воздействием особенно богата музыка П.И. Чайковского. И действительно, слушая трагические части увертюры «Ромео и Джульетта», первую часть Шестой симфонии или финал его симфонии «Манфред», кульминационную финальную сцену балета «Лебединое озеро», апофеоз «Спящей красавицы», любовное адажио «Щелкунчика» и многие другие произведения, переживаешь бурную эмоциональную реакцию, способствующую снятию стресса, беспокойства, раздражительности, аффективных состояний. 

Эмоциональная разрядка. Данный механизм лечебного действия музыкотерапии очень близок к катарсису, а в некоторых направлениях, даже перекликается с ним. Достаточно сказать, что в психоаналитической литературе катарсисом обозначается именно разрядка (то есть снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных влечений. И тем не менее, есть и некоторые отличия. Эмоциональная разрядка не обязательно носит катарктический характер. Она не всегда сопровождается бурным эмоциональным состоянием посредством сопереживания, а может носить умиротворяющий, релаксационный характер. 

Регулирование эмоционального состояния. Установлено влияние скрипичного концерта ре-минор И.С. Баха, фортепианной сонаты Б. Бартока, ля минорной мессы А. Брукнера на снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. А моцартовского «Дон Жуана» можно использовать для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Считается, что уменьшению чувства тревоги и неуверенности, способствует мазурки, прелюдии, ноктюрны и колыбельные Ф. Шопена, ноктюрны и утешения Ф. Листа, вальсы и польки И. Штрауса, мелодии А.Г. Рубинштейна. Уменьшению раздражительности, разочарования и повышению чувства принадлежности к прекрасному миру природы способствуют произведения И.С. Баха и Л. Бетховена, например, его такие знаменитые сочинения, как «Лунная соната» и «Пасторальная симфония», которая хороша и для общего успокоения, удовлетворения. Здесь можно также назвать: «Колыбельную» И. Брамса, «Аве Марию» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, «Ноктюрн», «Песню без слов», «Размышление» симфонию № 1 «Зимние грезы», П.И. Чайковского, медленные части сонат В. Моцарта и Л. Бетховена, скрипичные концерты А. Вивальди, особенно его «Времена года», второй концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова, фортепианный концерт Э. Грига и т.д. 

Облегчение осознания собственных переживаний. Музыка выявляет скрытые психологические возможности человека. В этой связи Д. Кирнарская замечает: «Музыка – это открытие себя в себе, путь к себе, интимное самораскрытие. Материал музыкального переживания – это не собственный звук, а порожденные им в душе, вернее, пробужденные в ней образы – образы, жившие в ней и до прослушивания произведения, но лишь теперь ставшие реальностью сознания, ожившие в нем. Слушая музыку, сознание становится в полном смысле слова самосознанием, оно углубляет понимание себя, считывает скрытые в собственной душе значения». И действительно, музыка способствует рефлексии, позволяет познать новые и неизведанные тайники человеческой души, открыть новые ресурсы человеческой психики, которые помогут справиться с различными жизненными проблемами. 

Конфронтация с жизненными проблемами. Музыка может использоваться как механизм защиты человека от угроз и опасностей, от проблем и трудностей внешнего мира. Некоторые люди очень легко уходят в себя, охотно отгораживаясь от мира музыкой, причем любой. Простая песня может вызвать слезы, в особенности если затронуты душевные чувства. Незамысловатая эмоциональная мелодия может превратить банальный текст в источник глубоких чувств. 

Повышение социальной активности. Музыка вдохновляет, поднимает настроение, улучшает самочувствие, поднимает жизненный тонус, улучшает работоспособность. Она снимает напряжение во время деловых переговоров, сосредотачивает внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи — главное, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей. Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность. Многие писатели и поэты, философы и художники задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Философ Н.А. Бердяев описывал в «Самопознании», как в его голове возник план нового сочинения в то время, когда он находился в зрительного зале музыкального театра. Повышению социальной активности действует музыка великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 – 1827), который не только сам нашел в музыке вдохновение, силу и веру, но и воодушевлял и продолжает воодушевлять своим творчеством миллионы людей со всего мира. Известно увлечение В.И. Ленина музыкой Бетховена, особенно его знаменитыми «Патетической сонатой» и «Аппассионатой». Героическим духом, духом борьбы и конфликтности проникнуты и его симфонии, особенно Вторая, Третья («Героическая»), знаменитая Пятая (с грозным мотивом судьбы), Седьмая и – вершина его творчества – Девятая симфония, в финале которой звучит ода Ф. Шиллера «К радости». Но не только музыка Бетховена способствует поднятию социальной активности. В ХХ веке таким композитором можно назвать Д.Д. Шостаковича, который в блокадном Ленинграде напишет Седьмую симфонию, вселившую в людей веру в свое Отечество и сплотившую народ для борьбы с общим врагом. Что касается последней цели, то ее хорошо выполняют все военные песни и марши. Достаточно вспомнить творчество автора музыки к Гимну советской и современной России А.В. Александрова, например его песню «Вставай, страна огромная…». Специалисты отмечают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, такими как ощущение радости и тревоги, проявление отваги и мужества. Все это справедливо не только для народа, но и для каждого конкретного человека. И не только в трудное или военное время, но и в трудовое и мирное. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения рекомендуется слушать танец с саблями А. Хачатуряна, «Венгерские рапсодии № 2, 8, 11» Ф. Листа, финальные части симфоний Л. Бетховена и П.И. Чайковского (третья часть в Шестой симфонии) и т.п. 

Таким образом, механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны. Наверняка, каждый, кто прочитал о только что изложенных механизмах, может дополнить этот список. Можно, например, назвать, помимо прочего, такие механизмы, как приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок и т.п. Понятно, что богатство механизмов лечебного действия музыкотерапии связано с полифунцкиональностью музыки как терапевтического метода, сложности самого феномена музыки, неоднородностью контингента клиентов, уровня их эмоционального и интеллектуального развития, а также особенностями современного состояния музыкотерапии. 
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Загрузи свой файл
Наши распевки