Понедельник, 20.05.2024, 03:28
Музыкальное рандеву
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наше видео
Наше видео [19]
Фонограммы, игры
Наши фонограммы [19]
В этом разделе минусовые фонограммы наших песен
Музыка для малышей [30]
Развивающие песенки, упражнения для малышей
Видео упражнения для детей [15]
Обучающие музыкальные игры [4]
Видео презентации [5]

Переходный диапазон голоса.

Основные регистры, используемые в пении - это нижний и верхний. В чистом, натуральном виде они очень различаются по силе и тембру. Нижний регистр голоса начинается с самых низких нот, которые может воспроизвести человек, и занимает 1 -1,5 октавы. Если певец желает спеть более высокие ноты, голос, вследствие резкой перемены механизма голосообразования автоматически переходит в верхний регистр.

Верхний регистр проникает своей нижней областью нот в верхнюю область нижнего регистра, образуя, таким образом, область пересечения - переходные ноты, которые можно спеть как нижним, так и верхним регистром.

Непрофессиональные певцы часто для увеличения верхней области диапазона своего голоса используют небезопасный приём - форсирование, т.е. пение на верхних нотах с чрезмерной силой звука, что до поры до времени исключает автоматический переход голоса на фальцет. Причем, чем выше нота, тем громче приходится петь. Стоит только немного ослабить силу звука, как сразу срабатывает механизм перехода в верхний регистр, голос срывается, "киксует". (По своему личному опыту знаю, что, используя форсирование, можно увеличить диапазон нижнего регистра так, что он будет составлять 2 октавы - диапазон профессионального певца).

Недостаток этого приёма заключается в том, что ноты верхней области становятся напряженными, крикливыми. Возникает высокая вероятность сорвать голос, а при регулярном прибегании к приёму форсирования возникают заболевания голосовых связок.

 Профессиональные певцы имеют диапазон голоса от двух октав и выше. И этот диапазон достигается не за счёт расширения нижнего регистра с помощью форсирования, а благодаря умелому использованию обоих регистров, создавая при этом как бы новый смешанный регистр, так называемый "микст".

 Микст, в современной вокальной терминологии, - это кажущийся на слух единый регистр голоса, реально состоящий из двух регистров: смягчённого, приглушённого нижнего (до приближения к верхнему), а также обогащенного по тембру и развитого по силе верхнего регистра (что приближает его по характеру звучания к первому).

Процесс выравнивания, подгонки регистров так, чтобы они стали почти неотличимы один от другого, называется сглаживанием.

Самыми сложными и капризными в процессе сглаживания являются переходные ноты. У женщин-певиц эти ноты называют медиумом (по крайней мере, когда-то так назывались). Медиум ошибочно раньше принимали за дополнительный регистр, присутствующий только в женском голосе. На самом деле медиум (у женщин) и переходные ноты (у мужчин) - это одно и то же. Диапазон переходных нот начинается на октаву-полторы октавы выше самой нижней ноты, которую может спеть певец и занимают промежуток от пол-октавы и выше.

Т.к. переходные ноты занимают какой-то диапазон, в голосе певца существуют два перехода из одного регистра в другой. Назовём их верхний и нижний пороги.


Способы нахождения порогов в голосе.

Нижний порог.

1. Если спускаться во время пения по полутонам вниз из верхнего регистра ("детский" голос) в нижний (обычный голос), то после определённой ноты почувствуем, что дальнейшее пение верхним регистром затруднительно, голос становится неустойчивым и вибрирует. В то же время петь данные ноты на нижнем регистре легко и удобно.

2. При пении очень негромким голосом, поднимаясь от нижних нот вверх, мы можем обнаружить, что голос начинает срываться, переходить на верхний регистр раньше, чем, если бы мы пели громко. Найденная нота и будет нижним порогом.

  

Верхний порог.

Он находится при пении очень громким голосом в нижнем регистре восходящей хроматической (по полутонам) гаммы. Местонахождение срывающихся неустойчивых нот будет верхним порогом.

Зная свой диапазон переходных нот (медиума) певец уделяет ему особое внимание. Путём длительных тренировок вокалист определяет, при какой громкости целесообразней использовать верхний, либо нижний регистр. Затем певец добивается, чтобы выбор того или иного регистра при пении в области переходных нот происходил автоматически, без участия сознания.


При выборе тональности исполняемой песни, требующей участия голоса в разных регистрах, певец должен помнить следующее: кульминационные (т.е. самые громкие и высокие) ноты песни не должны находиться в области переходных нот, если по каким-то соображениям ты хочешь их исполнять верхним регистром. Такие ноты надо петь в нижнем регистре, т.к. в верхнем регистре в переходном диапазоне звуки будут звучать слабо или срываться. Если же ноты получаются слишком жесткими, крикливыми, а необходимо получить более мягкое звучание, то нужно изменить тональность исполняемой песни.

 

Либо её сдвинуть, если возможно, вниз, чтобы петь всё в нижнем регистре и не кричать на верхних нотах. Либо поднять тональность вверх настолько, чтобы верхние ноты звучали достаточно устойчиво в верхнем регистре (в диапазоне фальцета нижние ноты гораздо более слабые по-сравнению с верхними нотами того же регистра). Впрочем, последнее возможно, если ты уже умеешь хорошо пользоваться верхним регистром (фальцетом).

 

Работа с переходными нотами - это первый этап выработки микста.

Второй этап - работа с нотами верхнего регистра.

 

Нижним регистром мы пользуемся постоянно во время речи. Верхний же регистр в разговоре мы практически не используем никогда, поэтому им сложнее управлять. Начинающий певец сталкивается с такой проблемой: верхний регистр слабый и тембрально неокрашенный. Но это только поначалу. По мере работы с упражнениями в верхнем регистре, звуки в нём укрепляются, звучат сильнее.

Начинающему певцу нужно помнить, что звуки верхнего регистра громче в средней и верхней части своего диапазона. Поэтому начинать работу надо именно в этом диапазоне, впоследствии опускаясь до нижних нот верхнего регистра и переходных нот, стараясь достичь такой же звучности и на этом участке.

  

Способ усиления громкости и звучности нижнего участка верхнего регистра.

Этот способ заключается в умении сужать вход в гортань во время пения на этих нотах. Сужение входа в гортань до нуля происходит во время задержки дыхания. Это ощущается как напряжение соответствующих мышц в глотке. Если после задержки дыхания мы, сохраняя почти то же напряжение этих мышц, чуть-чуть приоткроем их, освободив проход для воздуха и станем извлекать звуки с помощью голосовых связок, то получим необходимую позицию. При сужении входа в гортань возрастает импеданс, т.е. возрастает КПД голосовых связок, что приводит к увеличению силы звука.

Многие певцы (в основном оперные) пользуются методом сужения входа в гортань для усиления нот на всём певческом диапазоне при пении очень громких звуков.

Итак, один из способов выравнивания голоса по силе - это напряжение мышц, сужающих вход в гортань при приближении к переходным нотам и нижнему диапазону верхнего регистра и расслабление их при переходе к более высоким звука верхнего регистра или переходе в нижний регистр. Не забывайте при этом расслаблять данные мышцы в момент каждого вздоха и паузы, чтобы дать им отдохнуть.

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Загрузи свой файл
Наши распевки