Понедельник, 20.05.2024, 06:10
Музыкальное рандеву
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наше видео
Наше видео [19]
Фонограммы, игры
Наши фонограммы [19]
В этом разделе минусовые фонограммы наших песен
Музыка для малышей [30]
Развивающие песенки, упражнения для малышей
Видео упражнения для детей [15]
Обучающие музыкальные игры [4]
Видео презентации [5]

Способы увеличения эмоционального 
воздействия на слушателей.

Голос человека - неповторимый и удивительный музыкальный инструмент. Во время пения вокалист передаёт не только словесно-мелодическую информацию, но и богатейшую внеязыковую, действующую на подсознательном уровне.

 

Вот составляющие этой несловесной информации (по В.П.Морозову):

1.Эстетическая (в том числе национальные факторы).

2.Эмоциональная.

3.Социально-групповая (отношения доминирования и подчинённости, например, начальственный тон, заискивающие интонации).

4.Индивидуально-личностные (пол, возраст, самочувствие, темперамент, настроение).

5.Пространственная (местонахождение говорящего (поющего), стереофоничность).

6.Медицинская:

- общая (эндокринологический статус, самочувствие, недомогание, одышка);

- речевой системы (уровень развития интеллекта);

- фониатрическая (состояние голосового аппарата).


Рассмотрим эмоциональную составляющую, как инструмент воздействия на слушателей. А точнее: технические приёмы эмоционального воздействия, помогающие стать певцу популярным. Итак, если артист хочет затронуть чуткие струнки глубин нашего подсознания, он должен заставить работать свой голосовой аппарат на энергетическом максимуме во время пения.

 

Какие существуют приёмы увеличения эмоционального воздействия при исполнении вокального произведения?

 

I. Изменение громкости звука, по отношению к обычному:

1) Увеличение громкости пения. Чтобы усилить свой голос, певцу приходится делать более мощный выдох, затрачивая гораздо больше энергии, чем, к примеру, при негромком разговоре. На подсознательном уровне все мы, слушатели, чувствуем это увеличение энергии, и это оказывает на нас сильное воздействие.

2) С наивысшей энергетикой не всегда связана наибольшая громкость. Наоборот, -тихое, выразительное, проникновенное пение на piano (p) требует особенно высоких затрат энергии.

3) Контраст, динамика громкости при исполнении. Какие-то отрезки песни певец исполняет на максимальной громкости, какие-то, наоборот, - на минимальной (в зависимости от содержания, драматизма песни).

 

II. Изменение тональности исполняемой песни.

1) Повышение тональности до предельно возможной высоты, на которую способен исполнитель.

Это достаточно опасный приём для голоса певцов. Если бы все исполнители при повышении тональности своих вокальных композиций использовали микст, т.е. широко использовали бы верхний регистр голоса, то ничего страшного бы не происходило. Но всё дело в том, что в современном эстрадном исполнении наивысшей популярностью пользуется манера нещадного использования лишь нижнего регистра до пределов его возможностей. Благодаря этому масса как российских, так и зарубежных исполнителей регулярно срывают голоса, иногда на достаточно большие промежутки времени или навсегда расставаясь с вокальной карьерой.

Чтобы снизить опасность заболеваний голосовых связок, многие профессиональные певцы пользуются такой хитростью. При записи альбомов и клипов они используют максимально высокую для своего голоса тональность. А при исполнении на концертах они понижают тональность этих песен на 1 тон. Впрочем, это возможно, если такое позволяет их продюсер.

Вспомним историю нашего российского дуэта "Тату". Продюсер этой группы И.Шаповалов, заставлял вокалисток выкладываться по максимуму: они пели на предельной громкости и в наивысших для себя тональностях. Именно, благодаря таким изматывающим энергозатратам на концертах, данный дуэт так быстро стал популярен во всём мире!

Но вокалистки постоянно срывали голоса, обращались к фониатрам за помощью для восстановления голосовых связок. В конце концов, они не выдержали непреклонности своего продюсера и покинули его.

После того, как они перешли к другому продюсеру, их вокал стал более спокойным, в более низких тональностях. Возможно, как следствие, - резкое снижение популярности.

 

2) Демонстрация максимального диапазона исполнителя.

Такой приём подвластен далеко не всем вокалистам, работающим на современной эстраде, но только тем, у кого действительно широкий диапазон голоса, дарованный природой. Высота голоса оказывает воздействие на слушетеля, лишь если у исполнителя достаточно широкий диапазон, равный двум октавам или больше.

Сколько бы ни хотел продюсер Витаса удивить слушателей высокими нотами певца, нехарактерными для мужского голоса, эффект восхищения этим артистом оказался не столь долог. Диапазон голоса Витаса достаточно узок, а, кроме высоты нот, никаких других достойных характеристик вокала этого певца не наблюдалось.

Как можно демонстрировать широту диапазона голоса (если она есть)? Например, можно исполнять несколько куплетов в нижнем диапазоне, а заключительный или кульминационный исполнять на октаву выше. Примеры: А.Градский "Как молоды мы были", Ю.Шевчук "Это всё". Данные композиции демонстрируют, что у певцов диапазон голоса не меньше двух октав!

Если нет возможности повышать исполнение на октаву, можно использовать более узкую модуляцию: повышение тональности заключительных куплетов, например на 1 тон.

 

III. Ещё один из эффективных способов увеличения эмоционального воздействия - это использование так называемых голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК).

ГСДК (По В.Емельянову) - это древнейший механизм извлечения звуков, существовавший у людей до появления членораздельной речи. ГСДК присущи и животным и служат для выражения эмоций, которые узнаются и человеком, не знающим "звериного языка", и, наоборот, животными, не понимающими человеческой речи, но понимающими выражаемые людьми эмоции.

 

К ГДСК относят:

- шип гортанью;

- сип, скрип, хрип, рычание ("штро-бас");

- гуление, лепет;

- крик;

- смех;

- вой;

- визг, писк (свистковый регистр);

- свист.

Самыми распространёнными приёмами из данного списка на современной эстраде являются: крик, визг, хрип, сип, шип (шёпот) и рычание. (Пример "рычащего" голоса - В.Высоцкий, М.Шуфутинский, А.Маршал, Джо Кокер, "сиплого"(с добавлением придыхания) - Брайан Адамс, Род Стюарт, Александр Иванов. В эту категорию можно добавить великое множество рок-вокалистов, использующих "гроул-манеру" или "гроулинг" при пении.)

Применение шёпота, переходящего в пение на придыхательной атаке, делает исполнение более искренним и проникновенным.

 

Выше мы с Вами рассмотрели технические приёмы, с помощью которых вокалист может оказывать сильное эмоциональное воздействие на слушателей и увеличивать число своих поклонников. Но эти приёмы лишь значительно помогают при "раскрутке" певца, но, на мой взгляд, не являются определяющими.

Вы, конечно же, знакомы с замечательным российским певцом Григорием Лепсом. У него очень широкий диапазон голоса, значительно превышающий 2 октавы. У него красивый, узнаваемый тембр. Голос его очень мощный. Певец владеет ГДСК. Одним словом, всё что мы изучили раньше, касающееся технических приёмов увеличения эмоционального воздействия, подвластно этому певцу!


Техника исполнения никогда не может заменить самой души артиста, его внутреннего содержания. И равнодушный певец никогда не сможет потрясти слушателей "до глубины души", какой бы идеальной техникой он ни обладал.


 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Загрузи свой файл
Наши распевки